Моя позиция в самом общем виде такая.
Мораль во все времена была ограничителем свободы человека.
Я буду использовать слово "мораль", когда буду вести речь о нормах поведения, навываемых человеку обществом (человек оказывается вынужденным соблюдать моральные нормы, даже если он внутренне протестует против них) без указания истинных причин, которыми эти нормы обусловлены.
Слово "нравственность" я буду употреблять для обозначения тех ограничительных установок, которые человек
сознательно вырабатывает для себя и
добровольно соблюдает, понимая их смысл и тот факт, что они некоторым образом его ограничивают.
Вообще говоря, мораль может ограничивать человека по разным (даже противоречивым) причинам. Лично я вкладываю в это понятие негативные оттенки смысла.
Дело в том, что мораль, и близкие общественные явления, такие как "обычаи", "традиции", "стереотипы", "общественное мнение" использовались и используются до сих пор одними людьми (меньшинством) для управления другими (большинством). Исстари господствующие классы стремились закрепить свое господство сначала в стереотипах поведения своих "подданных", затем в обычаях, ну а когда нарушение этих обычаев становилось "аморальным" - вот тогда им ("господам") можно было уже не беспокоиться за свои привелегии...
Вместе с тем я считаю, что изначальные истоки морали скорее "положительные" - это были издревле передаваемые из поколения в поколения нормы, запрещающие людям совершать поступки, за которые грозила бы серьезная кармическая ответственность. Таковы моральные по сути своей нормы типа "не убий", "не прелюбодействуй", "не хули богов, стоя в грозу на вершине холма с железным ведром на голове" (©)
и т.д. При этом истинные причины, почему
нельзя были известны лишь посвященным в эзотерику, а народу либо ничего не говорилось, либо смысл подавался в образной, мифологически завуалированной форме. Таковы, например, многие
приметы - сколькие из их легко объясняются с точки зрения эниологии!
Ну а потом эта изначальная "положительная" мораль, призванная защитить людей от кармической ответственности, обрастала "отрицательной" моралью, призванной удержать людей в подчинении - пока первая почти полностью не растворилась во второй.
Именно такая, имхо ситуация сложилась накануне "освобождения" нравов в прошлом столетии. При этом народы по всему миру стали получать все больше свободы, стал расти средний уровень их развития - и стали очевидны несуразности моральных норм, их несоответствие жизни. И тогда манипуляторы сделали "ход конем" - объявили любую мораль ненужным пережитком ушедшего в прошлое общественного строя, связали образ морали с образом порабощения, и образ "свободы совести" с образом политической и экономической свободы. Но правда ведь в том, что отрицание нормы - это тоже норма! Норма, которая внедряется в общество уже не первое десятилетие все с той же целью - обеспечить
управляемость общества.
Также очень важно, что все весомые контраргументы против морали относятся к "отрицательной" морали, а отвергается при этом и "положительная". То есть людей подталкивают к совершению глупостей, за совершение которых можно будет качать с них потенциал и перебрасывать на них ответственность. Именно такая ситуация сейчас и наблюдается среди большинства населения.
Фраза
"о времена! о нравы!" была впервые сказана не вчера - и с тех пор каждое новое поколение восклицает ее, глядя на поколение, приходящее ему на смену. Это что эволюция общества? Или историческая закономерность? Может быть, этот процесс при минимуме отрицательных последствий ведет к существенным положительным переменам в жизни общества? Ничуть, скорее, наоборот. И процесс нравственной деградации ускоряется так, что порой просто жутко становится. Да, обратный процесс тоже имеет место быть, но его так трудно разглядеть!
Тут, мне кажется, действует психологическая особенность человека. Когда кому-то запрещают что-то, чего ему очень хочется - возникает соблазн. И если этот кто-то поддается соблазну и нарушает запрет - это ведет к мало с чем сравнимой эйфории, выбросу адреналина, буре эмоций. Способность преодолеть запрет придает человеку значимость в собственных глазах, создает чувство достижения. Так вот сегодня люди по всему миру нарушают внутренние "запреты", которые еще остались от морали. Внешнее принуждение теперь отсутствует, поэтому эйфория от преодоления запрета становится похожа на чувство преодоления себя, своих ограничений. Рискну предположить, что чувства женщины, впервые в жизни снявшейся в порно на какой-то краткий миг (пока не накрыли стыд, разочарование, чувства ничтожности и никчемности - если она на них вообще способна) похожи на чувства человека, впервые в жизни взошедшего на Эверест. Пример навеян темой
http://forum.eniology.org/viewtopic.php?f=12&t=419 В этой ситуации единственный конструктивный выход - восстановление "положительной" морали в новой форме - в форме нравственности. Пора начать осознавать последствия своих ошибок, осознать
возвратно-амплификативные (только что слово изобрел - значит "возвращается, да еще и многократно"
) свойства негатива - и выработать принципы, нормы поведения, сводящие к минимуму количество совершаемых глупостей.
Такие нормы не могут быть навязаны извне и помимо осознания их сути, без объяснения причин необходимости их соблюдения - это было бы откатом в прошлое, а история обратного хода вроде не имеет... Любые попытки сегодня привить мораль на том основании, что она "моральна" и что ее кто-то там соблюдает и кто-то там проповедовал - обречены. Так вот, нормы эти каждый должен в первую очередь установить себе сам в ходе
мышления. А потом уже можно обсуждать с другими и в чем-то корректировать, дополнять (конечно, при условии достаточно полного понимания и осознания). Вот такие нормы поведения я и называю нравственностью. Но повторюсь, это моя терминология, которую я час назад изобрел. Обычно мораль и нравственность используют как синонимы.
Итак, в современном обществе кризис нравственности является одной из причин огромного количества кармических ошибок, совершаемых людьми. Кризис этот был организован сознательно и подготавливался в течение поколений с целью организовать безнаказанный переброс ответственности и снятие потенциала людей. Нормализация ситуации немыслима без восстановления нравственности, которое может произойти только в одной форме - в форме осознания объективных законов Мироздания и их проявления в повседневной жизни. Осознание, в свою очередь, немыслимо без продуктивного
мышления, опирающегося на адекватное осмысление жизненного опыта.
Для запуска этого процесса человеку нужно выполнение необходимого и достаточного условий.
- необходимое условие - сомнение в адекватности навязываемого обществу мировоззрения и жажда обрести понимание происходящего;
- достаточное условие - наличие достаточно адекватной жизни, правдивой информации, которая могла бы составить фундамент адекватного жизни мировоззрения.
Множество такой информации содержит книга Эниология, но ни одна книга не может объять необъятного - и после первичного усвоения этой книги нужно продолжать поиски, возвращаясь к книге ВЮ на каждом новом витке, когда готов постигнуть очередной пласт...
Да, по поводу
biomatyc писал(а):...дискуссия мне представляется субъективной и определить что нравственно, а что нет получится лишь усредненно и в дань современному бытию. интересней рассуждать об абсолютной нравственности, но, полагаю, все сведется к определению этики поведения. ведь и законы мироздания по сути этика поведения, а их нарушения - безнравственно по отношению к мирозданию.
Согласен с Вами,
biomatyc, но я и не предлагал спорить о том, что нравственно, а что нет - имхо это должно быть у каждого свое, полученное в ходе размышлений над собственным жизненным опытом. Да, какие-то черты совпадут - и можно составить "фоторобот" идеальной нравственности, согласующейся с законами Мироздания - но будет ли это интересно? Без глубокого понимания это будет навязыванием, которое неизбежно вызовет сопротивление и соблазн нарушить
Имхо насущнее сейчас все же другие темы:
В этой теме предлагаю порассуждать на темы:
* каково место нравственности в нашей жизни, зачем она нужна?
* какие изменения претерпевает нравственность сегодня?
* как вновь обрести утраченную нравственность, где истоки нравственности, адекватной жизни?
* нравственность и мышление, нравственность и духовность, нравственность и этика
* и другие важные вопросы, имеющие отношение к нравственности, которые я пропустил
PS по поводу
oles писал(а):Вы начинайте
, приятно читать умного человека