Благодарю Вас за развернутый комментарий,
Северная Соната!
По-моему, я недостаточно ясно выразил свое мнение и это стало поводом для непониманию. Приношу свои извинения и попробую сформулировать еще раз.
Но для начала давайте разберемся с терминами:
- Императивное свойство нравственности - свойство повелевания, принуждения к определенному поведению?
- Регулятивное свойство нравственности - свойство управления поведением, регулирования процесса выбора, процесса мышления?
Если я не правильно понял, поправьте, пожалуйста
Теперь о том, что я на самом деле имел в виду.
- Мораль как способ принудительного насаждения нравственности потерпела крах и сегодня, во времена "свободы совести" нравственность все меньше участвует в регулировании поведения людей.
- Та нравственность, от которой люди отвернулись, содержала в себе нормы двух видов:
- нормы, ограждающие людей от нарушения законов Мироздания (я обозвал их "положительной" моралью и предположил, что когда-то они составляли основную часть моральных норм)
- нормы, ограждающие людей от нарушения законов общества, которые во все времена разделяли людей на "высшие" и "низшие" классы, слои, сословия... (я обозвал эти нормы "отрицательной моралью" и предположил, что накануне окончательного "падения нравов" во 2-й пол. XX века эти нормы составляли основную долю моральных норм, что и побудило людей протестовать против морали)
- В современном обществе падение морали вследствие указанной двойственности этого явления произвело двоякий эффект:
- падение "отрицательной" морали дало людям ощущение свободы (от насаждения неравенства в обществе), но по факту люди не стали более свободными - просто раньше управление было явным, а теперь оно происходит скрыто - через манипуляции и другие механизмы.
- падение "положительной" морали привело к утрате людьми понимания законов Мироздания, как следствие - увеличение числа глупостей, совершаемых людьми, как следствие - увеличение числа перебросов и съема потенциала
Таким образом, люди думают, что они "освободились", но по факту они в проигрыше. - Для того, чтобы нормализовать ситуацию в мире, необходимо, прежде всего, чтобы люди перестали творить такое неимоверное количество глупостей. Для этого нужно, чтобы повысился уровень осознания себя, понимания происходящих процессов, а главаное - чтобы появилось понимание законов Мироздания. Понимание всех этих моментов людьми неизбежно приведет к пониманию того, какие действия допустимы, а какие нет. Под "допустимыми" действиями я понимаю те, которые как минимум не усугубляют положения дел.
- По сути различение допустимых и недопустимых действий - это то же самое, что "техника безопасности в современном мире" из Эниологии. Вот это я и называю нравственностью, какой она должна стать. Она принуждает к какому-то поведению? Да, но это принуждение есть разумное ограничение человеком собственной свободы выбора во благо себя и окружающих. Регулирует ли такая нравственность выбор человека? Да, но это регулирование продиктовано не нравственностью как таковой, а достаточно полным пониманием последствий того или иного выбора. Вроде бы те же свойства, но совсем по-другому проявляются, поэтому описывать нравственность как "технику безопасности" в категориях императивности и регулятивности считаю делом неблагодарным - теряется суть.
- Чем должна определяться такая нравственность? Прежде всего, пониманием природы человека, его миссии в данном воплощении, его способностей и потенциальных возможностей. Я допускаю, что одной из задач выхода в воплощения является поиск своей половины (у ВЮ было, что сам поиск не понадобился бы, если бы не наше искореженное системой поле событий). Значит, такой поиск нравственнен, даже если он нарушает то, что осталось еще от прежней морали. Верно? И то же самое с освоением своего потенциала.
Далее вопрос:
Северная Соната писал(а):Кстати, интересно, а что Вы чувствуете, если кому-то говорите, "что неправильно желать кому-то смерти даже "не всерьез" - а тот только отмахивается типа глупости все это."?
Ответ - огорчение.
И, наконец,
Северная Соната писал(а):amateur писал(а):Я считаю, что самолюбования и гордыня - это признаки невротической личности.
Разве? Разве не были у многих в жизни моменты гордости за свои какие-то успехи, достижения, которые могут быть отнесены к самолюбованию? Когда ты действительно сделал что-то классно, и рад за себя, и может даже в этом не признаешься открыто - а где-то в глубине такое тихое любование есть - пусть на краткий миг:))).
Тут опять разница в понимании.
Самолюбование для меня сродни самодовольству, и оба они суть негативные качества личности. Гордыня вообще говоря не то же самое, что гордость. Гордыня это то, что мешает человеку адекватно оценивать себя и окружающих, то что заменяет отчужденной личности здоровое самоуважение и любовь к себе. Ваши примеры не иллюстрируют ни гордыни, ни самолюбования. Это скорее удовлетворение и удовольствие от проделанной работы, а также здоровая гордость.
Северная Соната писал(а):А тут сразу диагноз, который даже не каждый психотерапевт сразу поставит:). Мы же не роботы, которые ведут себя по нормам или нет, а живые люди...
Это, конечно, оффтоп, но насчет неврозов у меня такие мысли:
У человека есть определенный спектр потребностей, от биологических (еда, сон, пища отдых) до социальных (общение, любовь, уважение, признание) и высших потребностей (или метапотребностей по Абрахаму Маслоу - это потребность в самореализации, самоактуализации через воплощение в жизнь высших человеческих ценностей навроде красоты, завершенности, справедливости и т.д.).
Так вот, в норме человек последовательно удовлетворяет потребности от низших к высшим, доходя до самореализации - и на этом уровне происходит наиболее полное раскрытие его потенциала.
Но если агрессивная среда не позволяет человеку удовлетворять какие-то потребности, его развитие застопоривается на этом этапе до тех пор, пока не удастся удовлетворить потребность. Если среда долгое время не допускает удовлетворения потребности - начинают развиваться компенсаторные, защитные механизмы психики, чтобы человек мог продолжать продуктивно жить, несмотря на агрессивность среды.
Если же сложности с удовлетворением потребности слишком затягиваются, то защитные механизмы гипертрофируются и превращаются в невротические черты личности. Они ограничивают возможность спонтанного и трезвого мышления, диктуют человеку невротические потребности и т.д.
Если невротических черт становится слишком много, и они мешают человеку нормально жить и взаимодействовать с другими людьми, то ему ставят диагноз "невроз".
Но я не ставил диагнозов, я говорил о
чертах. Их наличие можно достаточно просто определить просто в общении с человеком. Я не говорю о доскональной диагностике структуры личности. Просто если у человека есть невротические черты -
их как правило видно. Самолюбование и гордыня относятся к невротическим проявлениям.